Расчет себестоимость производства кирпича
Производственная себестоимость — это количество денег, потраченных на производство продукции. Расчет себестоимости продукции помогает компании:
- правильно установить цену на товары;
- планировать работу, например, определить точку безубыточности для понимания объема производства;
- точно рассчитать прибыль и найти пути ее роста за счет снижения себестоимости.
Себестоимость производства и сумма расходов на реализацию составляют полную себестоимость товара.
Оксана Бондаренко, директор компании «Учет и Право»:
«Расчет себестоимости продукции очень важен, без него вести бизнес трудно. Пример из моей практики: компания производит мягкие стулья, эксклюзивно и в небольших количествах, около 1000 стульев в месяц. Затраты на производство стульев — 5 850 000 рублей. Если разделить эту сумму на количество продукции получим 5 850 рублей — это и есть себестоимость единицы продукции.
Теперь о том, как эту цифру применить. Дело в том, что сам предприниматель изначально формировал ценовую политику на основании цен у конкурентов. Это привело к тому, что средняя цена изделия, 7 000 рублей, едва покрывала издержки.
При такой доходности денег на развитие не оставалось. После расчета себестоимости продукции, мы решили поднять цены и таким образом подтянуть маржинальность. В количестве клиентов мы почти не потеряли, а вот прибыль подняли серьезно — у бизнеса появились деньги на развитие»
Что говорят наши клиенты
Измаилова Эльмира Раисовна
руководитель ООО АЗОН (г.Казань)
«В форме предельно понятно указаны виды работ и их стоимость, стоимость материалов, что значительно упрощает расчеты экономистов по рентабельности процессов, работу сметчиков по предоставлению данных. Нет необходимости производить расчеты вручную в таблицах ХЛ формата.»
Павлова Екатерина Геннадьевна
инженер-сметчик г.Набережные Челны
«. Форма позволяет перевести сметный расчет в доступную форму для проведения коммерческих переговоров, для подготовки тендерных предложений и т.п. Сразу видна стоимость каждой позиции с учетом всех начислений малопонятных неспециалисту. Заказчики охотно принимают данную форму. «
Магина Ирина Федоровна
сметчик-эксперт (г.Зеленодольск)
«Благодаря вашей разработке я гораздо быстрее делаю справки о стоимости произведенных строительно-ремонтных работ, понятные участникам суда. «
Груздева Екатерина Леонидовна
инженер-сметчик (г.Ижевск)
«Ваша авторская разработка «Расчет договорной цены» — просто не заменима в работе сметчика. Она позволяет отвечать на множество вопросов пользователей сметных расчетов.»
3.2. Система «директ-костинг»
Традиционным для российского учета является вариант, при котором учет затрат направлен на получение данных о полной себестоимости продукции. При этом варианте в себестоимость продукции включаются все расходы предприятия независимо от их деления на постоянные и переменные, основные и накладные, прямые и косвенные производственные и периодические. Затраты, которые невозможно непосредственно отнести на продукцию, в течение месяца накапливаются на собирательно-распределительных счетах, а затем переносятся на себестоимость продукции пропорционально выбранной базе. Однако при таком варианте не учитывается одно важное обстоятельство – себестоимость единицы изделия изменяется при изменении объема выпуска продукции. Если предприятие расширяет производство и продажи, то себестоимость единицы продукции снижается, если же предприятие сокращает объем выпуска, себестоимость растет. В этих условиях становится необходимым и целесообразным применение системы «директ-костинг». Организация учета по системе «директ-костинг» является требованием сегодняшнего дня, т. к. ее применение способствует повышению эффективности производственной и коммерческой деятельности предприятий, усилению контроля аналитики и достоверности исчисляемых показателей, более полному выявлению и использованию резервов снижения себестоимости продукции. Кроме того, система «директ-костинг» является средством достижения конечной цели предприятия – получения чистой прибыли.
При описании системы «директ-костинг» в отечественной литературе по бухгалтерскому учету часто встречается термин «учет ограниченной, неполной или сокращенной себестоимости». Наиболее приемлемым названием этой системы в России является термин «маржинальный метод бухгалтерского учета». Это связано с тем, что основным показателем при системе «директ-костинг» служит маржинальный доход. С его помощью определяется порог рентабельности производства, устанавливается цена безубыточной реализации продукции, строится ассортиментная политика предприятия и т. д. В этих условиях термин «маржинальный метод» для отечественных специалистов, становится более понятным и значимым, чем «директ-костинг». Кроме того, за рубежом для характеристики данной системы основной акцент также делается именно на маржинальную направленность. В отечественную учетную теорию сам термин «директ-костинг» проник сравнительно недавно и сразу приобрел широкую популярность. На первых этапах практического применения системы «директ-костинг» в себестоимость включались лишь прямые расходы, а все виды косвенных расходов списывались непосредственно на финансовые результаты. Об этом говорит и название системы – «direct costing system» (система учета прямых затрат). Позднее «директ-костинг» трансформировалась в такую учетную систему, когда себестоимость рассчитывается не только в части прямых переменных расходов, но и в части переменных косвенных затрат. Отсюда следует некоторая условность в названии. Современный «директ-костинг» подразделяется на два варианта:
- простой «директ-костинг», основанный на использовании в учете данных только переменных (оперативных) затратах;
- развитой «директ-костинг» («верибл-костинг»), при котором в себестоимость наряду с переменными затратами включаются и прямые постоянные затраты на производство и реализацию продукции.
Обобщенно сущность системы «директ-костинг» состоит в подразделении затрат на постоянные и переменные их составляющие в зависимости от изменения объема производства, причем себестоимость продукции планируется и учитывается только в части переменных затрат. Разница между выручкой от продажи продукции и переменными затратами представляет собой маржинальный доход. При этой системе постоянные расходы в расчет себестоимости продукции не включают и списывают непосредственно на уменьшение прибыли предприятия. Определение финансового результата в системе «директ-костинг» ведут в несколько этапов. Если переменные затраты разделить на производственные и непроизводственные, то расчет будет состоять из трех этапов. На первом этапе рассчитывается производственный маржинальный доход в виде разницы между выручкой от реализации продукции и переменными производственными затратами. На втором этапе определяется совокупный маржинальный доход в целом по предприятию как разность между производственным маржинальным доходом и внепроизводственными переменными затратами. На третьем этапе исчисляют доход путем сопоставления совокупного маржинального дохода и суммы постоянных затрат. Далее число этапов расчета можно увеличить делением постоянных затрат на условно-постоянные и условно-переменные. В некоторых случаях этапы расчета могут предусматривать и другие признаки группировки затрат или доходов. Например, группировка постоянных затрат, имеющих прямое отношение к конкретным изделиям или группам изделий; подразделение постоянных затрат по территориям, сегментам сбыта или каналам распределения. В основе многоступенчатости составления отчета о доходах лежит отчет о маржинальном доходе. Примерный отчет о доходах и расходах при системе «директ-костинг» представлен в табл. 3.1.
Схема определения финансового результата по системе «директ-костинг»
Формула и пример расчета
Существует множество различных формул для расчета ССТ продукции, однако чаще всего используется следующая формула: С1Т = (МТ+ЗП+А+ЛР+РнР)/КТ. Расшифровывается она так:
- С1Т – себестоимость 1 единицы товара;
- МТ – материальные траты (покупка сырья и комплектующих, которые нужны для создания изделия);
- ЗП – заработная плата рабочим;
- А – амортизация (покупка новых станков, расширение цеха и так далее);
- ЛР – логистические расходы (транспортировка и доставка изделий, а также расчет пути доставки);
- РнР – траты на реализацию (реклама, аренда магазинов и так далее);
- КТ – количество изделий, созданных за единицу времени.
Давайте теперь рассмотрим пример расчета.
Предположим, имеется некая фабрика X, которая занимается выпуском однотипной продукции. В предыдущем учетном периоде фирма потратила 30 000 рублей на зарплату рабочим, 100 000 рублей – на покупку сырья, 20 000 рублей – на транспортировку и хранение, 15 000 рублей – на замену станков, 10 000 рублей – на рекламу и аренду магазина. Всего было сделано 100 изделий.
Давайте теперь воспользуемся формулой: (МТ+ЗП+А+ЛР+РнР)/КТ = (100 000 + 30 000 + 15 000 + 20 000 + 10 000)/100 = 1 750.
Значит, ССТ 1 единицы товара составит 1 750 рублей.
Методы расчета себестоимости
Методы расчета себестоимости классифицируются в зависимости от технологии производства и по полноте включения затрат.
В зависимости от технологии производства применяются три основных метода расчета себестоимости — позаказный, попередельный и попроцессный.
Пример позаказного расчета — студия авторского дизайна интерьеров. Каждый объект у нее уникален, поэтому и себестоимость приходится под каждый заказ рассчитывать заново.
Попередельный метод применяется на предприятиях с серийным производством. В пекарне в одном цеху месят тесто, в другом выпекают хлеб, пирожки, булочки, кексы и прочее, а в третьем все это фасуют. Себестоимость продукции на каждом этапе рассчитывается отдельно.
Попроцессный метод используют компании с несложным циклом производства — например, асфальтовый завод. Тут считаются расходы на всю партию продукции целиком.
Два основных метода расчета себестоимости по полноте включения затрат — полная себестоимость и директ костинг. При полной учитываются абсолютно все затраты. Как прямые, которые можно отнести на производства или приобретение конкретной единицы товара или оказания конкретной услуги, так и косвенные, которые так разнести нельзя. В этом и сложность — когда в ассортименте несколько товаров или услуг, непонятно, как делить между ними косвенные расходы. Да и не всегда есть смысл это делать.
Более применим к реалиям бизнеса метод, который называется директ костинг — от английского direct costing, direct costs — прямая стоимость. Этот метод учитывает только прямые расходы. Косвенные отбиваются при реализации товаров или услуг. Этим методом мы и рекомендуем пользоваться, поскольку он разработан под реалии рыночной экономики.
Что это такое и зачем нужно
Это прямые и косвенные вложения на выпуск товарной позиции, оказанной услуги. При этом все убытки материализуются и учитываются в своем денежном эквиваленте. В расчет берется все – не только ресурсы (природные, трудовые, кадровые, технические, сырье и пр.) на изготовление, но и на транспортировку, сбыт, то есть на коммерческую деятельность. Таким образом складывается закупочная стоимость с учетом всех перечисленных трат компании.
В первую очередь, главному бухгалтеру предприятия важно знать, как рассчитывается себестоимость готовой единицы выпущенной продукции, вычисляются затраты на производство по формуле, поскольку данное значение является базовым при определении общих расходов предприятия, а также при назначении оптовой и розничной стоимости. Если мыслить глобально, то суммарные траты на изготавливаемое изделие – это основа всей ценовой политики компании. От них зависит, будет ли стоимость конкурентной, нужно ли запускать рекламные акции со скидками. Но главное — так можно вычислять убытки и доходы фирмы.
Вот три финансовых показателя, которые напрямую зависят от полной или средней расчетной себестоимости:
- Торговая наценка. Конечно, можно пойти легким путем и «скопировать» прайс у конкурентов. Но где гарантия, что вы не продаете себе в убыток, например, если у вас более качественные и, соответственно, дорогостоящие материалы. Или обратная ситуация, когда вы можете значительно скинуть ценник, при этом вырвавшись среди рынка на увеличенном спросе.
- Маржинальность. Фактически это прибыль за конкретную позицию, то есть разница между розничной стоимостью и вложениями. По марже можно определить в целом рентабельность выпуска.
- Налогообложение. Многие ИП (частные магазины, например) работают по УСН – по упрощенной системе. В ней налог определяется исходя из разницы между доходами и расходами, то есть, из чистой прибыли. А если не знать, во сколько обошлось изготовление продукта, то определить ее не получится. Так можно некорректно платить государству, а зачем переплачивать? Налоговый кодекс предписывает предпринимателям самостоятельно узнавать себестоимость единицы продукции – она определяется на каждом этапе.
Еще одна большая причина, для которой нужно знать данный показатель, это контроль за собственными убытками. Если, например, у вас получается очень высокая начальная стоимость изготовления, может быть, стоит пересмотреть поставщиков сырья (найти предложение выгоднее), модернизировать технологию производства, провести сокращение штата, пересмотреть политику заработных плат или снизить транспортные издержки, купив свой автотранспорт. Ведь если затраты слишком велики, то стоимость итогового продукта тоже будет высокой, а значит, если у вас не уникальное предложение, он станет неконкурентоспособным и, как результат, не будет реализовываться вовсе.
Себестоимость валовой, товарной и реализованной продукции в смете
По результатам использования сметного и сводного методов составляется смета всех затрат предприятия. Поскольку информацию по всем соответствующим затратам, относящимся к подразделению или виду затрат, содержат как сметы подразделений (для сводного метода), так и отдельные разделы годового плана (для сметного метода),то для расчета какого-либо вида себестоимости продукции необходимо произвести некоторые корректировки. Для ВП общую сумму затрат уменьшаем на затраты непромышленного характера (капитальное строительство, обслуживание бытовых потребностей, потери от чрезвычайных ситуаций и т.д.), а также проводим корректировку на изменение РБП (прирост минусуется, снижение прибавляется).
Далее из суммы ВП путем ее корректировки на изменение остатков незавершенного производства (рост минусуется, снижение плюсуется) и прибавления коммерческих (внепроизводственных) расходов получается сумма ТП. Подсчитанная величина ТП дает возможность рассчитать показатель затрат на 1 рубль ТП.
Информацию о расчете и анализе этого показателя читайте в статье «Затраты на 1 рубль реализованной продукции — формула».
Последний пункт — определение себестоимости РП. Для этого себестоимость ТП увеличивается на снижение остатков готовой продукции и уменьшается на их увеличение.
Поскольку при калькуляционном методе составления сметы затрат изначально определяется себестоимость ТП, то, в зависимости от цели, корректировки могут делаться и в обратном порядке (например, для подсчета себестоимости ВП или общих затрат по предприятию).